Картина Н.Рериха "Матерь мира"

Религии стран Дракона и Лотоса

С древних времен человечество взывало к милости высших сил, прося у них помощи в быту или призывая покарать врагов. Разумеется, жители стран Дракона и Лотоса тоже верили и верят в богов, имя которым там – легион. Буддизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, ламаизм, шаманизм… Голова идет кругом. Мы попытались как-то разобраться в невероятном множестве имен, понятий и символов и дать определение основным религиям, существующим в этом регионе. Но, увы!, для решения непосильной для нас задачи нужны годы, а их нет. Поэтому, чтобы быть предельно точными, будем цитировать определения по «Новой иллюстрированной энциклопедии», под. ред. А.М.Прохорова.

Начнем с одной из мировых религий – буддизма, родившегося именно в этом регионе.

Итак, буддизм. «Одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии – 5 в.до н.э. – начало 1 тысячелетия н.э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т.ч. ритуализма). В центре буддизма – учение о «4 благородных истинах»: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание – состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) – состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции – человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нём постепенно сложился культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д.» Направления в буддизме: тхеравада, махаяна, ваджраяна, тибетский буддизм.

Следующей по распространенности (но не по количеству последователей, которых в индуизме больше, чем в буддизме!) религией по праву считается индуизм. Вот что о нем пишется в цитируемой нами энциклопедии. «Индуизм, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (ок. 95% всех индуистов – в Индии). Сформировалась в 1 тысячелетии новой эры. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдений кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются корова, змея, реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакти. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма и шиваизма.»

Справедливости ради надо заметить, что в других местах указываются не два, а четыре основных течения. Помимо вишнуизма (вайшнавизма) и шиваизма упоминаются еще шактизм и смартизм.

Чтобы закончить с Индией и перейти к религиям Восточной и Юго-Восточной Азии, надо упомянуть еще о двух: распространенном в Пенджабе сикхизме и джайнизме, трепетно оберегающем братьев наших меньших.

Итак: «Сикхизм, секта в индуизме в 16-17 вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. В основе сикхизма – единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед Богом и священной войны с иноверцами."

«Джайнизм – религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (16 в. до н.э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех Варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности, ахимсы – непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелия, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ – червей, насекомых).»Направления в джайнизме: шветамбары, дигамбары.

Ну вот, с Индией, кажется, все. Отправляемся дальше. Религии Восточной Азии: конфуцианство, синтоизм, даосизм, кай дай, бон, дзогчен. Начнем с китайских конфуцианства и даосизма.

«Конфуцианство, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуциизма были заложены в 6 в.до н.э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») – всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета (ли). Со 2-го века до н.э. и до Синьхайской революции 1911-1913 гг. конфуцианство являлось официальной государственной идеологией».

«Даосизм (кит. Дао дзя или Дао дзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине первого тысячелетия до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы. В начале н.э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан «Дао дзан» – свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма – достичь единства с первоосновой мира – дао, и посредством алхимии и психо-физических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. В КНР существует Ассоциация верующих даосов.»

Японцы, большие поклонники китайской культуры и философии, "Плывущая" тории храма Ицукусима. Япония.тоже создали свой путь. «Синтоизм. (от япон. синто, буквально – путь /учение/ богов), религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество – Аматэрасу, ее потомок – Дзимму. В 1868-1945 – государственная религия.»

Вот, наверное, и все, что мы хотели вкратце сказать. В чем-то мы согласны с учеными мужами, в чем-то – нет. По мере развития этого раздела мы попытаемся рассказать о восточных религиях не столь академичным языком, дать возможность их адептам высказать свою точку зрения и, наконец, объясним, как вести себя в восточных храмах, чтобы не оскорбить чувств верующих. Тема эта очень сложная, деликатная, и здесь мы предпочтем выступить сторонними наблюдателями, а не рассказчиками или комментаторами.

Кроме того, мы совершенно не коснулись шаманизма, а также современных религий, хотя про одно духовное учение нельзя не сказать, поскольку у его истоков стояли наши соотечественники.

Речь идет об Агни-Йоге (Живой Этике) – религиозно-философском учении, к которому причастна семья Рерихов. По утверждению Елены Рерих все 14 томов Агни-Йоги были написаны ею в результате «бесед» с Махатмой Мориа. Считается, что это учение возникло на основе всех йог и религий. Согласно Живой Этике, вечный и бесконечный космос состоит из проявленных и непроявленных миров и представляет собой целостное энергоинформационное пространство, с которым взаимодействует человечество, являющееся частью Высшего Разума. (2 декабря 1994 года Архиерейский собор РПЦ предал анафеме как Рерихов, так и их учение.)

 

На фото: картина Н.Рериха "Матерь мира",

"Плывущая" тории храма Ицукусима

Страница для печатиСтраница для печати
01.05.2016 В Москве зацвела сакура
Цветение сакуры
  В Японском саду Ботанического сада РАН зацвела сакура, вернее, курильская вишня и вишня Саржента, относящиеся к группе сакур. И хотя это не единственно...
22.04.2016 Ждем цветения сакуры
Сакура
Приближается ожидаемое многими москвичами цветение сакуры. Предполагается, что в этом году «Японский сад» Ботанического сада РАН (Москва) откроет св...
20.04.2016 Япония в Москве
Фото Игоря Жгилева
Если вы любите Японию, то поспешите на Гоголевский бульвар в «Фотоцентр», где 24 апреля заканчивается фотовыставка Игоря Жгилева "Неслучай...
13.04.2016 Выпил? В морг!
Тайский транспорт
  Недюжинную изобретательность проявили тайские власти в борьбе с пьяными водителями.  Вместо штрафов и лишения прав, застигнутых «на месте...
14.03.2016 Требуются ниндзя
Точите свои сюрикены –  японская префектура Аичи приглашает  на работу шестерых ниндзя!   В объявлении, написанном на японском язык...
Жемчужина дракона
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика