Цветущий лотос.Лотос: цветок богов

Если в Европе королевой цветов считается роза, то на Востоке балом правит, несомненно, лотос.

В древней Индии он символизировал созидание, возрождение и обновление жизни. В Китае это – цветок июля, чаще всего встречающийся в тамошней мифологии. Его чтили и чтят за то, что, поднимаясь из грязи, белоснежный красавец сохраняет первозданную чистоту. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса ассоциируются с прошлым, настоящим и будущим.

Упоминания об этом цветке можно найти в Коране, древнеегипетских легендах и древнегреческих мифах.

На языке цветов лотос обозначает ушедшую любовь.

Индуисты и буддисты Индии просто обожали изображать своих богов и бодхисатв с лотосом в руках или сидящими на нем.

В виджраяне одного из главных бодхисатв Авалокитешвару изображают в том числе и держащим цветок лотоса (Падмапани). Гирляндами из цветков лотоса украшены прекрасные и вечно юные божественные братья-близнецы Ашвины.

Даже сам творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма, Брахма и тот изображается лотосооким, держащим в одной из четырех рук цветок лотоса.

Цветок лотоса держит и «коллега» Брахмы по триаде (тримурти) хранитель вселенной Вишну. Причем не только держит, но и создает с его помощью очередной мир. Выглядит это следующим образом: в конце каждой эпохи (юги) Вишну вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Спустя какое-то время он просыпается и замышляет новое творение. Когда мыслительный процесс заканчивается, из пупа великого бога вырастает лотос, из которого появляется Брахма, в чью задачу входит непосредственное осуществление акта творения мира. Так что, если бы (не дай бог!) не было бы лотоса, на котором устроился Брахма, то и нас, соответственно, тоже.

Раскрывшийся лотос.Не отстает от вечно юного супруга и красавица Лакшми (другое имя – Шри) – богиня счастья, богатства и красоты. Существует несколько мифов о рождении Лакшми. Согласно одному их них, когда боги и асуры пахтали океан, Лакшми появилась из него с лотосом в руках (или сидя на лотосе). По другой версии, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса. Отсюда такие ее имена, как Падма или Камала («Лотосная»). Так что, как видите, без лотоса в Индии все было бы очень плохо.

Из лотоса, как эманация будды Амитабхи, родился и Падмасамбхава («возникший из лотоса») (Падмапжунба – тибет.) – любимый персонаж буддийской мифологии Тибета. Сейчас тибетцы чтут Падмасамбхаву как основателя древнейшей тибетской буддийской школы ньинма.

Прекрасный цветок держит и великая Ганга –небесная река, излившаяся на землю, олицетворение индийской реки Ганг. В качестве богини Ганга рисуется восседающей на фантастическом морском животном - макаре, с сосудом, наполненным водой, и с лотосом в руках.

Кстати, и про саму макару ходят упорные слухи, что она имеет растительное происхождение. Если судить по печатям древних городов долины Инда, то челюсти и язык макары с закрученным придатком обнаруживают большое сходство с коневищем и цветком лотоса (ср. в индийской традиции лотос как символ женской жизненной силы, плодородия, тесно связанный с водой).

Даже в мандале – одном из основных сакральных символов в буддийской мифологии – легко просматриваются очертания божественного цветка. Как вы помните, наиболее характерная схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом, в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса.

У бодхисатв на лотос тоже очень большой спрос.

Вот, например, Кшитигарбха («лоно земли») – бодхисатва в буддийской мифологии махаяны, упоминающийся в некоторых индийских сутрах среди восьми главных бодхисатв. В Китае и Японии он считается вторым по значению после Авалокитешвары. В Индии Кшитигарбху изображают сидящим. Его правая рука касается земли, а левая – держит лотос вместе с древом желаний.

Или, скажем, Мулянь (кит. транскрипция санскр. имени Маудгальяяна) - один из первых и невероятно талантливых учеников Шакьямуни. За семь дней он освоил учение будды Шакьямуни и обратил на путь истины 250 человек. В Китае широко распространена легенда о том, как он вызволял из ада свою мать, нарушившую обет. Кроме Китая, легенда о Муляне нашла распространение в Монголии, где он под именем Молон-тойна стал героем сказаний. В пантеоне виджраяны Мулянь располагался четвертым в верхнем ряду по правую руку от Будды, восседающем на красном лотосе и облике монаха, левая рука которого сжимает угол монашеского одеяния.

Здесь же следует вспомнить Пусяня (санскр. Самантабхадра, кор. Похён, яп. Фукэн) – одного из наиболее популярных бодхисатв в буддийской мифологии Китая, Японии и Кореи. Пусянь – распространитель и защитник учения Шакьямуни. Восседая на лотосе, он делает все, чтобы привести всех живущих во врата закона Будды. В Лотосовой сутре он воспринимает сутру от Вэньшу и, объезжая на белом слоне земли остальных бодхисатв, читает ее для всех живущих. Изображается или на лотосе-троне с цветком лотоса в руке, или на слоне, в этом случае – в паре с восседающем на тигре Вэньшу.

Раз уж мы перешли к китайским преданиям, то давайте присмотримся повнимательнее к их богам и героям. Вот перед нами Восемь бессмертных – популярная группа героев в даосской философии. В их числе есть одна женщина - Хэ Сяньгу (бессмертная дева Хэ), ставшая богиней, сметающей цветы подле Небесных врат (по преданию, у ворот Пэнлай росло персиковое дерево, которое цвело раз в 300 лет, и тогда ветер засыпал лепестками проход через Небесные врата). Ее атрибут – цветок белого лотоса (символ чистоты) на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу жуи (жезлу исполнения желаний). Иногда в ее руках или за спиной корзина с цветами, в отдельных случаях происходит как бы совмещение чашечки цветка лотоса и корзины с цветами.

Раз уж мы помянули бодхисатв, то нельзя не вспомнить и о лоханях – в китайской, корейской, японской, буддийской мифологии людях, достигший наивысшего духовного развития. Лохани выступают обычно в составе более-менее обширных групп (до 300 человек). Среди их атрибутов – посохи, жезлы, цветы (чаще всего лотосы) и проч. Их изображения стали одним из излюбленных сюжетов дальневосточного искусства.

Противоположность благочестивым бодхисатвам - Ночжа (Нэчжа) – довольно буйный герой-богатырь, которому пришлось покончить с собой, чтобы искупить свою вину. Даоский святой Тайи чжэньжэнь при помощи магических средств снова создал его из лотоса, и Ночжа еще много чего успел натворить. Так что лотос – не только символ чистоты, но и в умелых руках – хороший материал для реинкарнации покойных богатырей.

Кстати, в Китае (в отличие от Индии) гораздо больше женских божеств, чей канонический вид или легендарное жизнеописание связаны с лотосом. Вот три из них. Данай Фужэнь («госпожа великая бабушка»), канонизированная как Цуйшэн няннян («матушка, ускоряющая роды»). Ее изображения с ребенком (цзы) на левой руке и веткой коричного дерева (гуй), в правой, часто рисовались на лубках, причем ребенок держал в правой руке губной органчик (шэн), а в левой – цветок лотоса (лянь), что давало в целом выражение, звучавшее одновременно и как омонимичное благопожелание «непрерывно рождать знатных сыновей».

Доу-му («матушка ковша»), божество, ведающее жизнью и смертью, обитающее на звездах Большой Медведицы. Доу-му почиталась как даоссами, так и буддистами. Под влиянием буддизма Доу-му стали изображать сидящей на лотосе с короной бодхисатвы на голове. У буддистов Доу-му считается божеством света и охранительницей от войн.

И, наконец, Ушэн лаому («почтенная матушка, вышедшая из перевоплощений») – богиня-мать 96 миллионов «изначальных сынов», посланных ею на землю. (О, как! У нас только Адам и Ева, а у них сразу 96 миллионов!) Дети, вырвавшись из-под материнской руки, тут же погрязли в пороках и уже не смогли вернуться назад. Теперь они обречены на вечные страдания в цепи перевоплощений. Прародиной «сынков» считается священная гора Линшань, которая иногда отождествляется с горой Куньлунь. Ушэн лаому – хозяйка Персикового сада Паньтао. Из Золотого дворца девяти лотосов взирает она на своих непутевых сыновей то гневно, то (чаще) с состраданием и мечтает понемногу вызволить их из земного «чистилища».

Кстати, как оказалось, чистейший лотос не столь возвышен, и ему не чужды некоторые слабости. Как же иначе объяснить, что он стал постоянным атрибутом Хэ-хэ («согласие и единение») – бессмертных гениев, божеств-близнецов, входящих в свиту бога монет Лю Хая? Кроме лотоса, их постоянным атрибутом служит коробка (хэ) с сокровищами или деньгами. Их изображения вешали во время свадьбы с целью пожелания согласия-единения супругам.

Бутон лотоса среди листьев.С лотосом могут ассоциироваться не только люди (боги), но и представители живого мира и даже страны. Скажем. Жо (жому) – в древнекитайской мифологии священное дерево, растущее за Южным морем, между реками Хэйшуй (Черной) и Циншуй (Зеленой) на крайнем западе у горы Куньлунь. Листья его темно-зеленые, цветы красные, напоминающие лотосы, свет их освещает землю.

Лойсаомонг – в мифологии шан Мьянмы мировая гора, которая мыслится центральным столбом мира, аналогичным горе Меру в индуисткой и индийской мифологиях. Гора Лойсаомонг возникла из цветка лотоса, принесенного на землю богами, из листьев которого образовались четыре обитаемых материка земли.

Ситянь («западное небо», «страна под западным небом») - земля наивысшей радости, расположенная на крайнем западе. Здесь живут люди, избавившиеся от страданий. Страна украшена драгоценностями, с неба идет дождь из цветов, звучит музыка и пение необыкновенных птиц. Во главе страны стоит будда Амитабха (Амито-фо, в Японии – Амида). Каноническое изображение Ситяни – обширный сонм святых, сидящих вокруг будды Амитабхи и двух его помощников – пуса Гуаньинь и Дашичжи. Перед буддой - пруд с лотосами, вокруг которого разгуливают птицы, играют музыканты и пляшут танцоры.

Удостоившиеся пребывания в Ситяне могут предварительно проходить очищение от мирской грязи с помощью заключения на некоторый срок в бутоне лотоса – символа чистоты, не загрязненного мирской скверной. В храмах, особенно часто в ламаистских, постоянно встречаются живописные композиции и панорамы со скульптурными группами, изображающие Ситянь.

Кстати, упоминания о лотосе встречаются в сурах Корана, где рассказывается о Джанне – тамошнем рае. С точки зрения мусульман Джаннна – место, где растут «плоды, и пальмы, и гранаты», «лотос, лишенный шипов» и талха, «увешанная плодами».

Не менее почтительно относились к лотосу древние египтяне. Вот, например, Хапи – бог Нилов Верхнего и Нижнего Египта, податель влаги и урожая. Его атрибуты – лотос, эмблема Верхнего Египта, и папирус, эмблема Нижнего Египта.

Нефертум – бог растительности, изображавшийся юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума – лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотосом из носа Ра».

Для тех, кто подзабыл школьный курс истории: Ра – бог солнца. Согласно мифам, богиня неба Нут каждый вечер проглатывает Ра и утром рождает его вновь, либо Ра появляется из цветка лотоса на холме, поднявшемся из первобытного хаоса - Нуна.

И, наконец, Иран. Там есть свой бог, сидящий на цветке лотоса. Речь идет о Митре – древнеиранском мифологическом персонаже, связанном с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. Его иногда изображали стоящим на цветке лотоса. В общем, у всех лотос – счастье в жизни.

Исключение составили только древние греки, у которых он – цветок со скользкой репутацией. Вот, например, легенда о бедной Дриопе – возлюбленной Гермеса, от которого она родила Пана (аркадская версия). Или -возлюбленной Аполлона, который (стыдно сказать) овладел ею силой (фессалийская версия). Изнасиловал, понимаете ли, совершил противоправные действия, а в результате пострадала сама Дриопа. В наказание за то, что она обрывала цветы лотоса – растения, в которое была превращена одна из нимф-гамадриад, ее саму превратили в дерево.

А путешествие Одиссея? По дороге домой его корабль прибило к острову лотофагов («поедателей лотоса») – мирного племени, питающегося исключительно плодами этого растения. Его товарищи, сойдя на берег, вкусили «сладко-медвяный» лотос, после чего забыли свое прошлое, и решили остаться там навечно. Одиссею пришлось силой вернуть их на корабли.

Вот такая у любимца богов и героев непростая история. Причем слава лотоса не канула в Лету. Миллионы людей от границ с Пакистаном до северных рубежей Китая чтут и восхищаются этим чудом природы, цветком самого Будды.

Наш Магазин подарков предлагает Вам:

Калейдоскоп Лотос

Китайские вышитые картины с изображением лотоса

Страница для печатиСтраница для печати
01.05.2016 В Москве зацвела сакура
Цветение сакуры
  В Японском саду Ботанического сада РАН зацвела сакура, вернее, курильская вишня и вишня Саржента, относящиеся к группе сакур. И хотя это не единственно...
22.04.2016 Ждем цветения сакуры
Сакура
Приближается ожидаемое многими москвичами цветение сакуры. Предполагается, что в этом году «Японский сад» Ботанического сада РАН (Москва) откроет св...
20.04.2016 Япония в Москве
Фото Игоря Жгилева
Если вы любите Японию, то поспешите на Гоголевский бульвар в «Фотоцентр», где 24 апреля заканчивается фотовыставка Игоря Жгилева "Неслучай...
13.04.2016 Выпил? В морг!
Тайский транспорт
  Недюжинную изобретательность проявили тайские власти в борьбе с пьяными водителями.  Вместо штрафов и лишения прав, застигнутых «на месте...
14.03.2016 Требуются ниндзя
Точите свои сюрикены –  японская префектура Аичи приглашает  на работу шестерых ниндзя!   В объявлении, написанном на японском язык...
Жемчужина дракона
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика