Кинематограф Азии: пиршество на любой вкус

Если сравнить всю «драконово-лотосовую» Азию с кинотеатром, то перед началом показа виртуальный билетер встречал бы зрителей примерно таким монологом: «Хотите порыдать над муками влюбленной пары? Вам в индийский зал. У вас тяга к боевикам? Вторая дверь направо – гонконгский зал. Любите исторические полотна? Поторопитесь, пожалуйста, в китайском зале уже погас свет. А что у вас? Анимэ? Сюда, к японцам. Приятного просмотра!».

Если же говорить серьезно, то здешние национальные школы давно уже поделены киноведами на три группы (кинематограф Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии), причем в Восточной Азии традиции кинопроизводства стран, входящих в нее, очень различны. Да и их вклад в мировой кинематограф не равноценен. Писать о каждой не позволяет объем статьи, поэтому мы чуть-чуть коснемся двух «центров притяжения» - восточноазиатского кино и индийского Болливуда.

 

Восточный экшн

В 80-х годах прошлого века Запад узнал о существовании кунг-фу и упал к ногам щуплого китайца по имени Брюс Ли. С этого момента началось триумфальное шествие ориентального кинематографа по западным экранам. Правда, говорить о том, что до Маленького Дракона мы совершенно не знали восточноазиатское кино тоже нельзя. До китайской волны западный мир уже заливала цунами, в результате которой Тосиро Мифунэ стал мировой звездой, а Голливуд, подпав под японские чары, снял «Великолепную семерку» - перепев «Семь самураев» на американский лад. Но, повторимся, Брюс Ли оказался в нужном месте в нужное время, и мир перевернулся.

Кино Восточной Азии немыслимо спутать с каким-либо другим. Только здесь можно увидеть сумасшедшей красоты пейзажи и феноменальную работу каскадеров, не знающих ни страха, ни земного притяжения. Это зрелищное кино  в самом прямом смысле слова. Если российские фильмы восьмидесятых можно было слушать из соседней комнаты, то всеми любимый «Дом летающих кинжалов» потеряет при этом девяносто процентов своего очарования.

Уникальность восточного кинематографа состоит еще и в том, что в его рамках сформировалось несколько самобытных жанров, без которых уже немыслимо мировое кино. Речь идет о головокружительных боевиках, замешанных на восточных единоборствах, которые наловчился снимать Гонконг, и двух японских изобретениях - токусацу – «монструозной» фантастике с Годзиллами и прочими ящерицами и анимэ - мультфильмами типа 13-серийного «Хеллсинга» с их характерной эстетикой.

Но, изобретя собственные средства самовыражения, восточные кинематографисты прекрасно освоили и жанры, характерные, скорее, для западного кино. Японцам легли на душу всякие ужастики, китайцы занялись историческими боевиками, и те и другие быстро освоили криминальные сюжеты, благо одни могут «похвастаться» якудзой, а другие – триадами.

Восточная Азия подарила мировому кинематографу такие имена как Джон Ву, Чжан Имоу и Джет Ли (Китай); Ли Энг (Тайвань), Акира Куросава, Такэши Китано и Тосиро Мифуне (Япония); Ким Ки-Дук и Пак Чхан Ук (Южная Корея); Вонг Кар-Вай, Джеки Чан, Энди Лау, Брюс Ли и Чоу Юнь-Фт (Гонконг). Восточный кинематограф – это фильмы «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (Тайвань), «Дом летающих кинжалов» (Китай), «Звонок» (Япония), «Олдбой» (Южная Корея) и «Чункингский экспресс» (Гонконг). 

 

Индийские страдания

В противовес восточноазиатскому кино, индийцев больше интересуют переживания своих героев, чем антураж. Те, кто постарше, помнят бесконечную череду индийских музыкальных мелодрам, которые вереницей двигались по советским кинотеатрам, выжимая слезу над любовными перипетиями несчастных героев. Даже единственный приличный индийский боевик тех времен - «Месть и закон» (те же «Семь самураев», но уже с индийским антуражем) не удержался от долгого смакования кончины Джая. Мужская часть зала смахивала скупую мужскую слезу, сочувствуя Виру в исполнении Дхармендры, а девушки учились у Хемы Малини как строить глазки юным кавалерам. Песни и танцы сопровождали героев и в горе и в радости, от рождения до могилы.

Сейчас, правда, Болливуд, название которого произошло от слов Бомбей и Голливуд, выпускающий по двести (!) фильмов в год, пересмотрел свои взгляды на жизнь, и с упоением кинулся снимать исторические фильмы и боевики. А над его съемочными павильонами яркими звездами светятся имена Рама Гопала Вармы, Рекхи, Шекхара Капура, Амитабха Баччана, Шахрукха Кхана, Хемы Малини, Митхуна Чакраборти, Мены Кумари, Раджа Капура и Аишварии Раи.

 

 

Страница для печатиСтраница для печати
01.05.2016 В Москве зацвела сакура
Цветение сакуры
  В Японском саду Ботанического сада РАН зацвела сакура, вернее, курильская вишня и вишня Саржента, относящиеся к группе сакур. И хотя это не единственно...
22.04.2016 Ждем цветения сакуры
Сакура
Приближается ожидаемое многими москвичами цветение сакуры. Предполагается, что в этом году «Японский сад» Ботанического сада РАН (Москва) откроет св...
20.04.2016 Япония в Москве
Фото Игоря Жгилева
Если вы любите Японию, то поспешите на Гоголевский бульвар в «Фотоцентр», где 24 апреля заканчивается фотовыставка Игоря Жгилева "Неслучай...
13.04.2016 Выпил? В морг!
Тайский транспорт
  Недюжинную изобретательность проявили тайские власти в борьбе с пьяными водителями.  Вместо штрафов и лишения прав, застигнутых «на месте...
14.03.2016 Требуются ниндзя
Точите свои сюрикены –  японская префектура Аичи приглашает  на работу шестерых ниндзя!   В объявлении, написанном на японском язык...
Жемчужина дракона
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика